[Греч. Νίκανδρος κα Μαρκιανός] († нач. IV в.), мученики Дуросторские (Доростольские) (пам. греч. 8 июня). Сохранились 2 Мученичества Н. и М. на греч. языке: BHG, N 1330 (издано - ActaSS. Iun. T. 3. P. 270-273) и BHG, N 1330e-f (Latyšev. Menol. T. 2. P. 27-30). Согласно источникам, святые пострадали в г. Дуростор (Доростол; ныне Силистра, Болгария) в пров. Мёзия при имп. Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310) и игемоне (наместнике императора в Мёзии) Максиме. Н. и М., уроженцы Дуростора, были военными. Когда Максимиан Геркулий начал гонение на христиан, Н. и М., являвшиеся открытыми последователями Христа, попали под арест.
После допроса, на котором воины отказались отречься от веры, их бросили в темницу, где продержали 20 дней, чтобы сломить их волю. Поскольку заключение не поколебало стойкости Н. и М., их подвергли жестоким пыткам: сдирали кожу, растягивали тела на дыбе, пронзая железными шипами и прижигая факелами, затем положили на горящие угли и били палками, посыпали раны солью, раздробили челюсти камнями. Чтобы доставить мученикам не только телесные, но и душевные страдания, палачи привели на место пыток их жен с младенцами-сыновьями на руках и других родственников. Супруга Н. ободряла мужа, не страшась угроз игемона Максима, адресованных ей, а жена М. не устояла перед ужасами мучений: она плакала, показывала мужу их маленького сына, умоляя ради него пощадить свою жизнь. М. взял младенца на руки и, подняв его к небу, помолился о том, чтобы Господь взял на себя попечение о нем. Поцеловав жену и сына, он склонил голову перед палачами и был усечен мечом вместе со своим сподвижником Н.
Мученики с именами Никандр и Маркиан фигурируют в Мученичестве Иулия Дуросторского (Доростольского) (пам. 27 мая). Есть также 3 редакции Мученичества этих святых на латыни (BHL, N 6070-6074). В наиболее ранней редакции (BHL, 6070-6072) сообщается, что мощи мучеников были перенесены в Италию, Никандр был погребен в г. Венафро, а Маркиан - в г. Атина; в 2 более поздних редакциях (XII в.) фигурирует один из эти городов. Мощи Никандра и Маркиана были перенесены в Италию, видимо, во 2-й пол. V в. рим. переселенцами из дунайских провинций, страдавших от варварских набегов. Наличие в Италии мощей Никандра, возможно, повлияло на смешение культа этого святого с культом сщмч. Никандра, еп. Капуанского (пам. зап. 26 нояб.). Вероятно, эти мученики тождественны Н. и М. Акты Иулия, а также сведения о пострадавших с ним Пасикрате и Валентинионе, Н. и М. приводит под 25 мая архиеп. Филарет Черниговский в труде «Святые южных славян» (СПб., 18944. С. 111-113).
Помимо этого нек-рые зап. и вост. Мартирологи содержат под 8 или 9 июня память мучеников Никандра и Маркиана, пострадавших при имп. Максимиане Галерии (293-311) в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния, рим. пров. Мёзия). В этом случае также очень высока вероятность того, что это и есть Н. и М. Однако И. Делеэ и болландисты полагали, что память Никандра и Маркиана, мучеников Томских,- это ошибочное упоминание памяти дружины Маркиана, Никандра и др. мучеников Египетских (пам. 5 июня). Т. о., по версии Делеэ, не существовало 2 групп мучеников, а в г. Томы пострадали именно Маркиан, Никандр и других 10 мучеников; позже в сказании о них появилась информация о Египте, т. о. они выделились в отдельную дружину с другим днем памяти. Эта версия подкрепляется тем, что в древнем Сирийском Мартирологе (411) память мучеников Томских указана под 5 июня, т. е. под тем днем, под каким в более поздних Синаксарях и Мартирологах стоит память 10 мучеников Египетских.
Однако разные обстоятельства казни этих 2 групп мучеников, а также самостоятельные Мученичества именно Н. и М. Доростольских не позволяют безоговорочно принять аргументы Делеэ. П. Франки де Кавальери, посвятивший неск. статей исследованию 2 дружин, в которых фигурируют имена Никандр и Маркиан, считает, что это разные группы святых.
В славянские стишные Прологи и в ВМЧ, а также в календарь РПЦ память Н. и М. не включена.